Новости Клинтека

Минэкономразвития: рассчитываем на содержательный диалог с Еврокомиссией по трансграничному углеродному регулированию

Европейская комиссия на своем официальном сайте 14 июля 2021 г. опубликовала проект трансграничного углеродного регулирования, который разрабатывался ею больше года. В качестве цели регулирования декларируется предотвращение рисков «углеродных утечек». Иными словами – борьба с переносом промышленного производства с территории ЕС в другие страны.
Когда механизм полностью заработает, металлы, трубы, удобрения, цемент, электроэнергию можно будет импортировать в ЕС только при условии оплаты каждой тонны выбросов СО2, которая образовалась при их производстве. Предполагается, что цена тонны СО2 будет равна средней цене, определяемой на аукционах в рамках системы торговли квотами на выбросы ЕС. Мера затронет российские поставки в ЕС железа и стали, алюминия, труб, электроэнергии и цемента в объеме 7,6 млрд долл. США.

Министерство экономического развития России надеется, что ЕС сдержит данные ранее обещания соответствия документа нормам ВТО, РКИК ООН и других международных соглашений, так как на данный момент уверенности в этом нет.
Взаимосвязь между предлагаемым Евросоюзом механизмом и борьбой с изменениями климата, по мнению главы Минэкономразвития неочевидна. Парижское соглашение гарантирует странам право самостоятельно определять наиболее эффективные для них методы борьбы с изменением климата.
Рамочная конвенция ООН об изменении климата говорит о том, что меры по борьбе с изменением климата не должны использоваться для ограничения международной торговли.

По мнению Президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина «предложенный Еврокомиссией вариант пограничного углеродного сбора дублирует элементы европейской системы торговли квотами, фактически навязывая другим странам регуляторные практики ЕС, что противоречит основным принципам, закрепленным в Парижском соглашении по климату.
Более того, Регламент не дает четкого понимания всех аспектов расчетов и верификации углеродного следа продукции. В результате, мировому сообществу предлагается поддержать создание прецедента трансграничного углеродного регулирования без понимания реального эффекта и для сокращения эмиссий парниковых газов, и для социально-экономической динамики разных регионов мира.
Обсуждение подобной инициативы должно происходить с вовлечением всех заинтересованных сторон».

Согласно экс-директору департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максиму Медведкову «выбираемый ЕС метод дополнительного налогообложения импорта в рамках ТУР не нов. Он давно использовался ЕС для защиты от конкурентов, прежде всего России и Китая, только не под экологическим зонтиком, как сейчас, а под предлогом искусственного занижения издержек на сырье в странах-экспортерах. В этих целях экономику страны (или какой-либо ее сектор) объявляли нерыночной, что позволяло Комиссии ЕС вводить дополнительные антидемпинговые пошлины. 
После серии проигранных дел в суде ВТО возникла концепция ТУР, в центре которой все те же отрасли – металлургия и удобрения. Ее цель – заставить предприятия конкурентов тратить на борьбу с углеродным следом так же и столько же, как и сколько тратят в ЕС, успехи страны-экспортера в декарбонизации во внимание судя по всему не принимаются. В таком подходе много рисков – и для торговли, и для действующих и будущих многосторонних соглашений по климату».

«Важно, что опубликованный проект регламента предполагает возможность корректировки углеродных платежей на основе реального уровня эмиссии иностранных поставщиков.
Группа НЛМК последовательно занимается снижением углеродоемкости производства и соответствует уровню лучших европейских производителей по данному показателю. В этой связи мы рассчитываем на справедливый подход при оценке поставок в ЕС и на использование фактических данных по эмиссии производителей, а не усредненных или теоретических показателей», - заявил директор Департамента экологии и климата «Группы НЛМК» Никита Воробьев.

https://www.economy.gov.ru/material/news/maksim_reshetnikov_rasschityvaem_na_soderzhatelnyy_dialog_s_evrokomissiey_po_turu.html